Новости ДЦ "Лучики"

Давай с тобой поговорим

Речь ребёнка 5-6 лет существенно отличается от речи младших дошкольников. В его словарном запасе около 4000 слов. Будущий первоклассник всё лучше владеет грамматическим строем родного языка, также всё более совершенствуется его связная речь.

Малыши до пяти лет в основном рассказывают о том, что они делают или что воспринимают в данный момент. Старшие же дошкольники могут говорить о вещах отдалённых, абстрактных, мысленно им представляемых. Это говорит о том, что у детей в этом возрасте меняется мышление: от наглядно-действенного к рассуждающему, логическому.

После шести лет речь ребёнка становится достаточно развёрнутой. В фразе появляются, кроме основных, придаточные предложения. Он старается сделать то, о чем говорит, понятным и доступным тем, кто его слушает. Это побуждает его использовать в своей речи всё больше новых слов. Обращайте внимание на то, чтобы ребёнок усваивал не только сами слова, но и принимал их значение.

Также именно в этом возрасте у детей появляется критическое отношение к высказываниям своим и сверстников. Ребёнок не только старается сам правильно говорить, но и замечает малейшую ошибку в речи других, хотя не может объяснить, почему говорить надо так, а не иначе. Это формируется так называемое чувство языка. Благодаря ему дошкольник правильно строит устную речь – монологи, диалоги, а потом легко усваивает грамматику.

В дошкольном возрасте малыш не заучивает грамматических правил, не знает, что такое род, число или падеж. Он овладевает этим практически, ежедневно общаясь с детьми и взрослыми. Поэтому именно родителям и другим взрослым из окружения ребёнка необходимо давать образец правильной, грамотной речи, эмоционально окрашенной и интонационно выразительной. Побуждайте малыша различать и отражать в своей речи весь спектр интонаций: вопросительную, побудительную, повествовательную, а также передавать голосом оттенки чувств и эмоций.

К шести годам дети должны уметь произносить все звуки родной речи, однако у некоторых детей усвоение звуков происходит неравномерно. Так, например, позже всех могут быть усвоены шипящие, звук Р, а звук Л может произноситься неправильно – губами. В таких случаях вам могут потребоваться логопедические занятия, направленные на тренировку артикуляционной моторики, слухового и фонематичекого восприятия, постановку звуков. Не затягивайте с этим, ведь правильное произнесение звуков является залогом успешного обучения в школе. Дети пяти – шести лет иногда допускают в речи запинки, повторы, при волнении начинают говорить очень быстро, взахлёб, пропуская звуки и слова. Чтобы эти недостатки не закрепились в речи и не вошли в привычку, взрослым необходимо не торопить малыша, дать ему спокойно высказаться.

Что должен уметь старший дошкольник:

  • чётко и внятно произносить все звуки родного языка, а также различать их на слух;
  • его речь должна быть выразительной, без повторов и ошибок;
  • должен уметь правильно употреблять предлоги, союзы, суффиксы, меняющие значение слова, глаголы с приставками, однокоренные слова, сравнительную степень прилагательных;
  • правильно согласовывать слова в предложении в соответствии с числом и падежом;
  • использовать в своей речи синонимы, антонимы, слова с обобщающим значением;
  • уметь составлять небольшие рассказы из своей жизни, рассказы по одной картинке или по серии сюжетных картинок, придумывать сказки.