Последние несколько десятилетий мы наблюдаем в обществе повальное увлечение ранним обучением детей чтению. Сначала это выразилось в виде авторских методик для дошкольников (методика Зайцева и др.). Позже эта новация увлекла родителей. Этому способствовала их склонность с помощью детей реализовывать собственные амбиции. Для взрослых ребёнок нередко становится элементом некоего престижа. Между родителями возникает своеобразное соревнование: чей ребёнок более успешен и одарён. Ребёнок, научившийся читать необычно рано, составляет для них предмет гордости. Это толкает остальных родителей к тому, чтобы всё раньше и раньше пытаться научить своих детей читать. Сформировался определённый социальный заказ, на который отреагировали педагоги детских садов и коммерческие структуры. Оказалось, что на этом можно заработать деньги. Кроме того, престиж детского сада, который использует программы раннего обучения выше, чем тех учреждений, которые этого не делают. Особым вниманием сегодня пользуется и целый ряд переводных книг, например, Глена Домана и Сесиль Лупан, которые советуют как обучать малышей буквально с колыбели.
Однако после почти десяти лет подобной практики мы часто слышим от родителей и специалистов сетования на то, что школьники не любят читать. Растёт число детей, у которых нет интереса к чтению художественной литературы. Не мало и таких детей, которые не могут овладеть полноценным навыком чтения на протяжении всего периода обучения в школе. Среди них есть и те, кого начинали обучать чтению с четырёх – пяти лет. Получается некий парадокс: начинаем учить читать всё раньше и раньше, а любителей чтения всё меньше и меньше. Некоторые приписывают это исключительно влиянию телевидения, компьютеров. Однако вряд ли всё объясняется этими причинами. Вероятно, этот феномен имеет более серьёзные причины. Одна из них – психологическая неготовность многих детей к раннему обучению чтению.
Многие психологи убеждены, что большинство проблем в школе у детей возникает из-за слишком раннего обучения чтению. Если в 4 года малыш плохо различает буквы, у него ещё не сформирована зрительная память, о каком чтении может идти речь? А папы с мамами, начитавшись спорных пособий, твердят: раз все буквы знает, значит, должен читать. В результате натаскивания ребёнок начинает угадывать слова по первым буквам, и смысл текста искажается. Если угадывающее чтение сформировалось до школы, исправить его невероятно сложно или невозможно. Информация не усваивается, ребёнок не успевает по всем предметам, потому что фундамент в виде понимания написанного на доске и в учебнике отсутствует.
Алгоритм выживания
Однако после почти десяти лет подобной практики мы часто слышим от родителей и специалистов сетования на то, что школьники не любят читать. Растёт число детей, у которых нет интереса к чтению художественной литературы. Не мало и таких детей, которые не могут овладеть полноценным навыком чтения на протяжении всего периода обучения в школе. Среди них есть и те, кого начинали обучать чтению с четырёх – пяти лет. Получается некий парадокс: начинаем учить читать всё раньше и раньше, а любителей чтения всё меньше и меньше. Некоторые приписывают это исключительно влиянию телевидения, компьютеров. Однако вряд ли всё объясняется этими причинами. Вероятно, этот феномен имеет более серьёзные причины. Одна из них – психологическая неготовность многих детей к раннему обучению чтению.
Многие психологи убеждены, что большинство проблем в школе у детей возникает из-за слишком раннего обучения чтению. Если в 4 года малыш плохо различает буквы, у него ещё не сформирована зрительная память, о каком чтении может идти речь? А папы с мамами, начитавшись спорных пособий, твердят: раз все буквы знает, значит, должен читать. В результате натаскивания ребёнок начинает угадывать слова по первым буквам, и смысл текста искажается. Если угадывающее чтение сформировалось до школы, исправить его невероятно сложно или невозможно. Информация не усваивается, ребёнок не успевает по всем предметам, потому что фундамент в виде понимания написанного на доске и в учебнике отсутствует.
Алгоритм выживания
- Не покупайте развивающую литературу в спешке, постарайтесь узнать как можно больше об авторе и его методике – в детском саду, через Интернет, журналы для родителей, знакомых педагогов и психологов.
- Пометка на книжке «Одобрено (рекомендовано) Министерством образования РФ» даёт хоть какую-то гарантию качества.
- Хорошо изучите материал, прежде чем заниматься с ребёнком. Если вы не понимаете задания, объяснить его тем более не сможете.
- Развивать чадо нужно каждый день, а не ударно по 6 часов раз в неделю. Не принуждайте ребёнка, а то он вообще откажется от занятий. Нет смысла приставать к малышу, когда он хочет есть, спать, болен или перевозбуждён.