Психологический портрет школьника II часть

Любознательные «ПОЧЕМУЧКИ» (4-5 лет) Ребёнку становятся интересны внутренние отношения явлений, причинно-следственные связи. Он часто задаёт вопрос «почему?». Ответы на этот вопрос должны быть кратки и просты. Дети пробуют строить первые собственные умозаключения. В этом возрасте важна не правильность вывода, а поддержание самого стремления ребёнка рассуждать и думать. Шутки и насмешливый критический тон при обсуждении размышлений ребёнка недопустимы. Именно в это время дети начинают рассказывать невероятные истории. К сожалению, взрослые нередко квалифицируют это как ложь, что совершенно несправедливо и чрезвычайно обидно для ребёнка.
Единственно правильная реакция на подобные истории – спокойное и заинтересованное внимание. В этот период интенсивно идёт развитие воображения, в полную силу могут проявляться творческие способности ребёнка. Именно в этом возрасте нужно читать и рассказывать детям волшебные сказки. Не спешите показывать иллюстрации, пусть каждый представит себе Красную Шапочку по-своему! Дети обожают переодеваться и наряжаться. Обеспечьте их всем необходимым для переодевания и игры в «волшебный мир». После 4 – 5 лет многие дети начинают проявлять активный интерес к буквам и цифрам. Не тормозите искусственно процесс обучения чтению и счёту. Начиная с этого возраста дети могут постепенно накапливать фактические знания о самых разных предметах, о которых они знают только со слов взрослого. У ребёнка возникает отношение к тем новым сферам жизни, с которыми его знакомят: например, симпатия к дельфинам и опасливое отношение к акулам. К концу этого возраста уже в половине случаев переключение внимания может происходить по первому требованию взрослого. Объём внимания увеличивается до двух объектов. Устойчивость внимания в целом увеличивается примерно в полтора - два раза. Зависимость от интереса по-прежнему сохраняется. Память в основном остаётся непроизвольной, задачи на припоминание и запоминание принимаются и решаются детьми лучше, когда они включены в игру. Речь продолжает меняться: увеличивается словарь, используемые ребёнком части речи всё чаще обозначают предметы и явления, выходящие за пределы конкретных ситуаций. Мыслительный процесс малыша теперь протекает преимущественно скрыто. Ведущим в этом процессе оказывается воображение. Ребёнок хорошо классифицирует, активно осваивает операцию счёта в пределах первого десятка, проявляет интерес к буквам и цифрам, развиваются и совершенствуются его представления о пространстве и времени. В этом возрасте происходит становление сюжетно-ролевой игры. Сверстник становится интересен как партнёр для игр. Дети играют небольшими компаниями от 2 до 5 человек, которые иногда становятся постоянными по составу. Появляются первые друзья. Ребёнок страдает, если никто не хочет с ним играть. К хорошо играющим детям тянутся многие. У них появляется возможность выбирать и отвергать партнёров. Подчинение малыша сверстнику, на которое дети идут ради совместной игры, - для них новый и не всегда приятный социальный опыт. Вместо быстрого захвата привлекательных игрушек, появляются способы психологического давления на партнёров. Эмоциональные реакции детей становятся более стабильными. Четырёхлетние дети эмоционально уравновешенные и жизнерадостные. Их настроение меньше зависит от состояния организма и значительно более стабильно. Главным источником эмоций становятся жизненные ситуации, система взаимоотношений, в которую попадают люди. Это любовь и вражда, страх и помощь, справедливость и несправедливость. Возникшие эмоции не исчезают, как огорчение из-за не доставшейся сейчас игрушки, а устойчиво живут в детской душе.